Кто рулит рынком социальной рекламы в Украине

23.03.2012

 

 

20 марта в Киеве состоялся 6-й Национальный фестиваль социальной рекламы. MMR пообщался с Татьяна Василенко, председателем жюри, исполнительным директором агентств и медиа-сервисов Atlantic Group и председателем Союза рекламистов Украины, президентом Национального фестиваля социальной рекламы Евгением Роматом. В ходе беседы мы выяснили, как ситуация в мире влияет на отечественный  рынок социальной рекламы, кто является основным заказчиком такого типа рекламы в Украине, а также поговорили непосредственно о фестивале.

 

Изменился ли рынок социальной рекламы в последнее время? Кто является основным заказчиком социальной рекламы в Украине?

 

Татьяна Василенко: Рынок социальной рекламы в нашей стране развивается из года в год. Конечно, динамика развития не такая, как хотелось бы профессионалам отрасли. К сожалению, почти все социальные проекты, которые делаются по государственному заказу - это продукты низкого качества, а значит результат от них  никакой. Хорошие примеры социальных проектов можно пересчитать по пальцам, их заказчики, как правило, частные или международные организации.  

 

Социальные  кампании, которые заказывают министерства и другие правительственные организации, проходят мимо агентств и независимых креаторов, тендеры очень непрозрачны, очевидно, что приоритет всегда у тех, кто приближен к заказчикам. 

 

Евгений Ромат: По инициативе Союза рекламистов Украины в 2010 году была предпринята попытка исследования рынка социальной рекламы в Украине. Более-менее четкие данные об объеме социальной рекламы были получены по ее телевизионной составляющей (благодаря Индустриальному телевизионному комитету) и в наружной рекламе (благодаря UMM), а также по транзитной рекламе (по информации, собранной «Украина-Арт»). Но эти данные не учитывали несколько важных направлений расходования средств на социальную рекламу. В итоге экспертным путем мы вышли на цифру порядка $50 млн в год.

 

К сожалению, государство, которое во всем мире является основным заказчиком социальной рекламы, в Украине не выполняет этой роли. Согласно экспертным оценкам, органами государственной власти расходуется порядка 40% этой суммы. 60% - это фонды, общественные организация, частные лица.

 

Как ситуация в мире влияет на украинский рынок социальной рекламы? За счет чего?

 

Т.В.: Все чаще, в качестве основного канала привлечения внимания молодых людей используются социальные сети. Кроме этого, очень популярны эмбиент носители, флеш-мобы и другие нестандартные офлайн каналы продвижения.

 

По результатам этого года я уверена, что социальная тематика очень важна для наших рекламистов, они делают работы, можно сказать, по зову совести и гражданской ответственности, даже снимают ролики за свой счет. По традиции много студенческих работ, которые пусть не до конца «отточены», но со свежей идеей, интересными «незамыленными» подходами, которые по-своему очень интересны.

 

Как Вам уровень работ этого года? Есть ли прирост по качеству?

 

Т.В.: Как я уже говорила, на фестивале много интересных работ. В этом году порадовало разнообразие тем для социальной рекламы - диапазон для творчества стал существенно шире.

 

Е.Р.: Говорить об уровне можно уже только на уровне победителей. Много профессиональных достойных работ. Но таких ярких, какие были в предыдущие годы, меньше. Поэтому и Гран-при в этом году не присуждался.

 

Какие темы самые популярные для соцрекламы, а на какие, по вашему мнению, нужно обратить больше внимания и почему?

 

Т.В.: Традиционно, самые популярные темы фестивальных работ - это безопасный секс, борьба с распространением ВИЧ/СПИДа, кампании против курения. Но в нашем  обществе масса проблем, о которых тоже нужно говорить - это социальная незащищенность пожилых людей, отношение общества к людям с инвалидностью, безграмотность молодежи,  падение престижности профессий учителя и врача.  В этом году, например, были кампании о предотвращении сколиоза у школьников; поднимаются темы одиночества, любви к Украине, к украинскому языку и другие не очень распространенные прежде направления.

 

Е.Р.: Тематика социальной рекламы определяется исключительно пожеланиями заказчиков. Если работает фонд «Развитие Украины» в сфере борьбы с туберкулезом, то будут работы этой тематики. Если работают фонды ООН по глобальным проблемам (охраны окружающей среды. защиты прав потребителей и т.п.), то соответствующие работы будут профинансированы и дойдут до аудитории. Опять я должен сказать «доброе слово» в адрес государства. Нет приоритетов в проблематике социальной рекламы.

 

Не связано ли это напрямую с отсутствием обозначенных приоритетов в социальной политике?

 

Нет прозрачной социальной системы финансирования. Если же говорить о темах, которые «обделены вниманием», то следует назвать антиникотиновую и антиалкогольную социальную рекламу.

 

Есть ли среди работ  очевидный фаворит, или вы принимали решение непростым выбором из нескольких проектов?

 

Т.В.: Гран-при в этом году не присуждали, поэтому явного фаворита не было.  Думаю, что все работы можно было разделить на 2 группы  - полноценные рекламные кампании, и одиночные ходы, с интересным и нестандартным подходом. К сожалению, во многих работах с хорошей идеей страдает техническое исполнение.

 

Чтобы Вы посоветовали начинающим креаторам, которые хотят попробовать свои силы в социальной рекламе?

 

Т.В.: Социальная реклама - очень благодатная почва. Здесь нет никаких ограничений и, увы, много актуальных для творчества направлений. Поэтому мой совет: не бояться экспериментов, смелых нестандартных решений, и главное не бояться делать ошибки - часто это и есть единственный способ чему-то научиться. 

 

Е.Р.: В среде молодых рекламных креаторов нередко слышится недовольство по поводу того, что им трудно пробиться в рекламную креативную элиту. Во всем мире эта задача решается изначальным обращением к проблематике социальной рекламы. Поэтому можно пожелать активно участвовать в Национальном фестивале социальной рекламы. Беспроигрышный вариант: затраты - это только время на разработку рекламных обращений, а в результате молодого креатора могут заметить и члены жюри, как правило, возглавляющие рекламные агентства, и многочисленные зрители фестиваля.

 

Автор: Владимир Мула
 
 Новини
31.12.2020
11.09.2021 Проєкт ЄС-МОП та Держслужба України з питань праці підтримали номінацію «Працюй безпечно» 16-го УСФР
31.12.2020
10.09.2021 Проєкт ЄС-МОП і Держслужба України з питань праці підтримали номінацію «Виходь на світло» 16-го УСФР
17.07.2017
«Рекламний Полігон»: в Одесі відбулися креативні маневри
28.11.2013
Всеукраинский проект «Три молочных продукта в день» выступил официальным партнером Девятого УСФР®
26.11.2013
В Донецке прошел первый Восточно-украинский фестиваль рекламы
17.11.2013
В Украине впервые сформирован рейтинг креативности молодых рекламистов
16.10.2013
9-й Украинский студенческий фестиваль рекламы объявляет о старте приема работ
15.09.2013
Поздравление с Днем маркетолога и рекламиста
12.08.2013
Уникальный учебник по рекламе
12.08.2013
Співпраця фахових об’єднань, ВНЗ та МОН заради впровадження в Україні сучасних освітніх та кваліфікаційних стандартів
30.04.2013
7-й Национальный фестиваль социальной рекламы: седьмой номер оказался счастливым!
30.04.2013
Мероприятия Седьмого Национального фестиваля социальной рекламы® в Харькове
15.04.2013
Интервью Евгения Ромата по вопросам социальной рекламы для радио "Голос России"
08.04.2013
7-й НФСР. Срок подачи работ продлен до 12 апреля!
02.04.2013
«Маркетинг образования и маркетинговое образование в Украине». Практик маркетинг клуб на эту тему пройдет в КНТЭУ
01.04.2013
Социальная реклама в Украине: без денег, без приоритетных тем, без координации
01.04.2013
Практический мастер-класс от Дмитрия Роденко
31.03.2013
Жюри 7-го Национального фестиваля социальной рекламы возглавил Максим Лазебник
29.03.2013
«Социальная реклама – какая она? Или Зачем нужна социальная реклама рядовому украинцу?»
28.03.2013
29 марта в 13.00. Пресс-конференция «Зачем нужна социальная реклама?»
Всі новини »