В опубликованном вчера на парламентском сайте законопроекте предлагается создать Госкомиссию по контролю за рекламой. Среди ее полномочий – контроль за выполнением рекламного законодательства и возможность накладывать штрафы за его нарушение, достигающие пятикратного размера стоимости рекламы. До сих пор эти функции выполнял Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, и необходимость создания еще одного органа участникам рынка не ясна.
Верховная рада намерена усилить контроль за рекламой. На днях в парламенте был зарегистрирован законопроект #8002 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании контроля за выполнением законодательства о рекламе", автором которого выступил депутат (Партия регионов) Андрей Пинчук. Документ предлагает создать новый регулирующий орган – Госкомиссию по контролю за рекламой. "Реклама, особенно медицинской продукции, не всегда содержит правдивую информацию. Комиссия будет следить за тем, чтобы информация в рекламе соответствовала действительности", – говорит автор законопроекта. По его словам, создание комиссии – пока только идея. "Ее нужно обсудить, и я хочу услышать другие мнения", – говорит господин Пинчук.
В случае создания комиссии она будет иметь довольно широкие полномочия. В частности, возможность проводить проверки рекламных материалов, принимать решения о публичном опровержении рекламного сообщения, а также налагать штрафы в размере пятикратной стоимости размещенной рекламы. Финансирование нового органа будет осуществляться в том числе за счет поступлений от штрафов, наложенных комиссией и другими органами исполнительной власти. Штрафные санкции могут применяться как к рекламодателям, так и к агентствам и СМИ, распространяющим такую рекламу.
Участники рынка были удивлены предложением – фактически орган, который предлагается создать, будет дублировать полномочия нынешнего регулятора – Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Но в самом Нацсовете к его появлению готовы. "Я думаю, что создание такого органа – это последствия административной реформы. До сих пор мы согласовывали свои действия по недобросовестной рекламе с Госкомстандартом, но его реструктуризировали. Теперь, наверное, будем работать с новым органом",– говорит заместитель председателя Нацсовета Лариса Мудрак.
Соответствие рекламы закону до сих пор старательно проверялось как агентствами, так и медиакомпаниями. "Прежде чем передать креативный материал клиенту, мы согласовываем его содержание с юристами",– говорит гендиректор креативного агентства BBDO Ukraine Александр Павловский. "Юристы телеканалов, наверное, самые дотошные в мире. Если им хоть немного что-то не понравится, могут просто не взять рекламный ролик",– добавляет директор агентства Arena/Media Expert Татьяна Попова. Не ясны пока и критерии оценки соответствия рекламных материалов законодательству. "Язык рекламы – зачастую язык метафор. Я не понимаю, как можно проверить соответствие их действительности",– говорит господин Павловский.
Ирина Миронова